Уравнивание детей с рабами
Если такое уравнивание детей с рабами оскорбительно для наших чувств, то мы не должны забывать о том, что в древнейшие времена, когда был установлен этот институт, раб был батраком хозяина, т. е. помощником в его работе и, вероятно, часто делил с ним трапезу. В совершенно изменившемся укладе жизни в последующие времена, когда рабы стали предметом роскоши и профессиональной спекуляции в самом широком распространении, такое уравнивание, разумеется, потеряло всякий смысл и уместность. Одной же из самых главных причин болезней Рима является то, что недостаточно рано и недостаточно основательно позаботились о модификации положения рабов и вольноотпущенников согласно совершенно изменившимся потребностям.
К этому второму отношению относится, наконец, манумиссия, т. е. способность господина дать рабу свободу и, как правило, даже право гражданства. От всего этого отличается почти полностью отсутствующая у раба правоспособность.
Ибо она может отсутствовать даже у тех, над кем в данный момент случайно нет dominium и potestas — у servis sine domino. Ведь несмотря на то что весь правовой институт рабства был введен и Развит лишь ради власти господина, из него тем не менее вывели общее понятие сословия рабов — такого состояния самого по себе, которое Должно существовать и действовать даже в тех случаях, когда у раба случайно нет хозяина. Освобождение делает раба свободным и дает ему согласно обстоятельствам то более высокое, то более низкое положение среди свободных граждан.
Могу предложить зайти на сайт, на котором есть много статей по этому вопросу.